8(495)902-67-38
8(926)747-04-81
Жителям северных стран приходится каждый год сталкиваться с действительно сложными условиями суровой зимы. Дорожные условия в этот период могут значительно варьироваться, и водители ездят по пяти совершенно разным типам поверхности – льду, снегу, шуге, мокрому и сухому асфальту. Это означает, что к шинам предъявляются крайне жесткие требования, так как в этих широтах при выборе зимней резины компромиссов быть не может.
Зимним покрышкам приходится справляться с большим спектром дорожных условий, нежели летним, поэтому очень часто шинные компании жертвуют свойствам на одном покрытии ради хороших качеств на другом.
Протестированные фрикционые шины:
Эксперты шведского издания Vil Vilagare провели свои собственные испытания зимних фрикционных шин
У разных производителей при создании зимних шин будут разные приоритеты, и тесты, проводимые различными изданиями, призваны показать, как шины различных брендов ведут себя на всех типах поверхности. Ориентируясь по их результатам, водители смогут проще найти шины, которые подходят для условий, в которых они ездят зимой.
Хорошее тяговое усилие при старте и эффективное торможение являются самыми очевидными критериями, и эти факторы легко определить и измерить. При этом внимание также следует уделять и боковому сцеплению, и управляемости шин. Определить эти параметры уже сложнее, и для них требуется провести испытания на тестовом полигоне, что и было сделано экспертами Vi Bilägare.
На озерном льду проводились тесты на сцепление, для чего использовались и антипробуксовочная, и антиблокировочная тормозные системы. Шины испытывались на относительно низкой скорости, но отличия сравниваемых шин уже можно определить. То же самое относится и к тестам на сцепление при ускорении.
Испытания на льду сразу выявили значительные отличия между протестированными шинами. Измерялось время ускорения на с 5 до 35 км/ч, а также тормозной путь со скорости 35 км/ч до 5 км/ч.
Когда ведущие автомобильные журналы начали проводить тесты, скорость в тесте на торможение была намного выше – ровно 20 лет назад она равнялась 90 км/ч. При таком разгоне тормозной путь фрикционных шина составляет 194-245 метров, и для того чтобы затормозить у пилотов уходило большое количество времени. В этом тесте на таком расстоянии смогли затормозить десять шин. Современные шины, естественно, стали намного лучше в плане безопасности, и, если произвести соответствующие подсчеты, то получится, что они могут остановить автомобиль со скорости 90 км/ч примерно на 50 метров раньше, чем 20 лет назад.
Кроме того был проведен тест на управляемость на льду. Для этого были взяты шины-ориентир, на которых эксперты проехали маршрут с минимумом прямых участков, но с поворотами самых различных типов. После этого они смогли оценить, как ведут себя другие шины в плане чувствительности к поворотам руля, и намного ли отличается их поперечное сцепление.
Некоторые из бюджетных шин удивили своим достаточно эффективным торможением на льду – это Nankang и Maxxis. Но когда дошло время до оценки управляемости на обледенелой поверхности, все стало уже не так радужно. На этих шинах вполне можно не вписаться в очередной поворот, если хотя бы немного переборщить со скоростью на входе.
Отличное торможение на льду продемонстрировали Kumho, чьи мягкие блоки с ламелями отлично цепляются за поверхность. Но когда начали проводить тест на чувствительность к поворотам руля Kumho тут же скатились в подвал рейтинга – вероятно, из-за той же самой мягкости резиновой смеси. На льду Kumho чувствуют себя намного лучше, и помимо прочего гарантируют хорошее сцепление в поворотах.
При выборе шин также важно знать, как они справляются и с сухим, и с тающим льдом. В первом случае фрикционные шины могут показать даже лучшие результаты, чем шипованные. Вероятно, причиной тому эффект «прилипания» шин к поверхности. Но это «суперсцепление» наблюдается только в течение определенного количества кругов, после чего лед становится гладким и фрикционные шины чувствуют себя уже не так уверенно.
Из-за этого во время испытаний на льду было решено регулярно проезжать по маршруту на шипованных шинах, чтобы поверхность не становилась совсем отполированной, так как это сильно влияет на сцепление фрикционных шин. К тому же именно по такой поверхности ездят водители зимой, ведь на дорогах много автомобилей, на которых стоят именно шипованные шины.
Итог таков, что гладкий лет представляет собой наибольшую опасность в зимний период, особенно если он еще и немного влажный. При этом утром или вечером, когда температура обычно ниже, опасно становится ездить и по мокрой дороге.
В тесте фрикционных шин 2010 года приняли участие несколько бестселлеров шведского рынка – Gislaved, Nokian, новые UltraGrip ice+ от Goodyear и Kumho, которые часто могут входить в комплектацию автомобилей, поставляемых из Южной Кореи. Также было взято и несколько шин из Китая, и одни шипованные шины, которые служат для того, чтобы выявить отличия между шипованными и нешипованными шинами.
Приведены результаты тестов на всех поверхностях, чтобы было можно самому определиться с тем, какие зимние фрикционные шины будут наиболее подходящими.
Результаты проведенных тестов
Испытания на снегу и льду были проведены на озере Тамми, где находится тестовый полигон Ивало (северная Финляндия). Тестовыми автомобилями в Ивало послужили Volvo S40/V50. Тесты мокром и сухом асфальте проводились на полигоне Тампере. В Тампере для тестов был использован автомобиль Volvo C30.
Были протестированы шины размера 205/55R16. Все данные о шинах были взяты из маркировки на боковине, но глубина протектора (в центральной части) измерялась с помощью специального прибора.
ПРОТЕСТИРОВАННЫЕ ШИНЫ
Шипованные Hakkapeliitta 7 отличаются очень сильным сцеплением на снегу и льду. Шины крайне эффективно тормозят и ускоряются в самых сложных условиях. При движении по заснеженной поверхности можно выполнять любые маневры, не опасаясь потери контакта с дорогой – управлять автомобилем на шипованных шинах становится значительно легче. Тормозной путь на льду короче, чем у остальных шин, что не является неожиданностью, как и то, что «шиповки» позволяют разгоняться максимально быстро. На слякоти – также лучшие результаты.
Отличное торможение и на мокром асфальте, а вот на сухой поверхности шипованные шины откатываются в конец таблицы. При этом их устойчивость была немного лучше, чем у большинства фрикционных шин.
Главные недостатки – повышенный износ на асфальте и относительно сниженный уровень комфортности.
Nokian хорошо тормозят на льду, так что в любых условиях будешь чувствовать себя безопасно. Но самое главное достоинство Hakkapeliita R – отличные ездовые качества на снегу. Эти шины четко и быстро реагируют на повороты руля и нажатия на педаль газа или тормоза, и они действительно могут легко замедлиться в повороте без потери управляемости. Со снежной кашей тоже не возникнет никаких проблем.
На мокром асфальте Nokian также являются одними из лучших в плане эффективности торможения. Реакции очень предсказуемые, и ездить по мокрой поверхности на этих шинах можно будет очень легко – и кроме того быстро.
На сухой поверхности тоже очень хорошие результаты – короткий тормозной путь, сбалансированное поведение и плюс ко всему самое низкое сопротивление качению.
Очень сбалансированные шины, пригодные к использованию на любой поверхности.
Nordman - это бюджетная альтернатива другим Nokian, и, как показал этот тест, они во многом отличаются от других шин этого бренда. Лучше всего они чувствуют себя на снегу, где радуют своим последовательным поведением и легкостью в управлении.
В тесте на эффективность торможения на льду Nordman демонстрируют только удовлетворительную оценку, но в плане управляемости все намного лучше. Шины стабильно реагируют на повороты руля, пусть и не так хорошо, как Hakkapeliitta R.
Со слякотью Nordman справляются хорошо. С мокрой дорогой отлично. Шины эффективно тормозят, и управлять автомобилем можно без усилий.
Это также одни из лучших шин для езды по сухому асфальту – у них отличная устойчивость, и контролируемость не теряется даже при начале скольжения. Кроме всего прочего у Nordman низкое сопротивление качению, что уменьшает расход топлива.
+
Новые шины от Goodyear стали худшими в плане торможения и ускорения на снегу, но когда дело дошло до теста на управляемости, их рейтинг значительно вырос. Шины реагируют мягко и предсказуемо; при ускорении они скользят больше остальных, но последовательность поведения и хорошее боковое сцепление положительно влияют на общее впечатление.
На льду дело обстоит намного лучше. Goodyear обеспечивают отличное сцепление при торможении или ускорении, а кроме того эти шины быстрее всего прошли дистанцию по ледяной поверхности. Goodyear гарантируют, что движение по льду будет абсолютно контролируемым, и больших усилий для этого прилагать не придется.
В дождливую погоду эти шины также очень хорошо справляются с задачей – они эффективно тормозят, и управлять автомобилем очень легко. На сухом асфальте Goodyear также показали неплохие результаты – к тому же они снижают расход топлива – но из-за мягкой резины немного замедленно реагируют в поворотах.
В целом, Goodyear Ultra Grip ice+ намного лучше предыдущей модели.
Очень эффективно тормозят на снегу, а также обеспечивают хорошее сцепление на старте.
На Gislaved также достаточно легко будет ездить по снегу. Они требуют немного большего угла поворота руля, чем шипованные, и у них есть определенная склонность к скольжению в повороте, но в плане поперечного сцепления эти шины совсем немного отстали от лучших в этом тесте.
На льду Gislaved также показали хорошие результаты. Торможение – достаточно эффективное, ускорение также на уровне. Главные преимущества – последовательные реакции и легкость в управлении.
Результаты в тестах на слякоти позволили Gislaved занять третье место. Сцепление на мокром асфальте необычайно хорошее, а тормозной путь один из самых коротких в этом тесте.
На сухом асфальте дает о себе знать мягкость резиновой смеси – шины немного заторможено реагируют в начале поворота, но в целом управляемость от этого страдает не так сильно.
В общем и целом, отлично сбалансированные шины.
Kumho хорошо подходят для езды по снегу: шины эффективно тормозят, а также позволяют быстро разгоняться в начале движения. Реакции, правда, отличаются некоторой размытостью, даже при высоком уровне сцепления. При резком повороте возможен занос, а также переход от избыточной поворачиваемости к недостаточной.
На льду Kumho тормозят просто невероятно, но во время старта кажется, что мягкие блоки вот-вот потеряют контакт с поверхностью, и весь автомобиль трясет во время ускорения. Пока вы едете по сухому льду, Kumho производят хорошее впечатление, но на обычной дороге все портит отвратительное поперечное сцепление.
Со слякотью Kumho справляются без проблем; на мокром асфальте проблемой, как и для многих зимних шин, является торможение. Впрочем, управляемость на мокрой поверхности еще хуже, и а занос они устремились уже в первом повороте. Это катастрофически плохой результат.
На сухом асфальте показатели неплохие, хотя мягкая резиновая смесь и дает о себе знать во время резкого торможения и маневров.
Это не очень хорошие зимние шины. Они, правда, могут справиться со снегом благодаря хорошему сцеплению при старте и торможении, но в безопасности на зимней дороге себя чувствовать не будешь. По крайне мере, если все-таки хотя бы иногда поворачивать. С поперечным сцеплением явно большие проблемы, как и с чувствительностью к поворотам руля.
И на льду это становится действительно неудобно, так как Dayton вполне могут отправить машину в продолжительный занос.
На мокрой дороге они чувствуют себя значительно лучше. Шины хорошо тормозят, но обладают явной склонность к скольжению. ESP придется трудиться в поте лица.
На сухом асфальте результаты, по сути, такие же. Лучшее торможение среди протестированных шин, но при первом же маневре они сразу теряют устойчивость и срываются в занос.
Nankang эффективно тормозят и ускоряются на снегу, но ездить на них по заснеженной дороге будет неудобно, так как шины очень медленно реагируют на повороты руля и могут потерять сцепление.
Nankang удивили хорошим сцеплением во время торможения и ускорения на льду, но с ветерком прокатиться не получится. Если по прямой шины идут еще нормально, то перед поворотом лучше сбавить скорость, иначе можно просто не повернуть и улететь с дороги. В тесте на слякоти Nankang заняли второе место с конца.
Хорошая эффективность торможения и на мокром асфальте, но здесь у Nankang те же слабые стороны – слишком быстрая потеря сцепления во время поворота. В общем, системам контроля устойчивости придется работать в полную силу.
Это слишком мягкие шины для быстрых маневров на сухом асфальте, хотя тормозят они опять же неплохо.
Maxxis достаточно хорошо тормозят и ускоряются на снегу. Достаточно хорошо для шин, произведенных в Китае. На повороты руля шины реагируют вяло и невнятно, поперечное сцепление хуже, чем у остальных шин, заднюю часть автомобиля часто сносит при слишком большой скорости в повороте.
На льду Maxxis тоже с упоением скользят. Тормозной путь – слишком длинный, а при первом повороте можно понять, что с поперечным сцеплением серьезные проблемы. В тестах на слякоти Maxxis вообще показали худший результат.
Торможение на мокром асфальте также не может быть признано удовлетворительным. Как и боковое сцепление, и управляемость. Ездить на Maxxis в дождь будет очень непросто, и скольжение начинается слишком быстро. Эти шины больше подходят для сухой поверхности и не могут считаться настоящими зимними шинами.