8(495)902-67-38
8(926)747-04-81
Шины — товар сезонный: весной покупают летние модели, осенью — зимние. Судя по статистике продаж, рынок летних шин в России «сжался» в два раза — за первую половину 2009 года было продано 10,9 млн легковых шин против 20,7 млн за тот же период в прошлом году, а объем импорта сократился с 8,9 до 4,8 млн штук. Это значит, что многие водители решили отложить покупку новых шин до лучших времен. Но если с летними покрышками такая отсрочка в ряде случаев допустима, то с зимними рисковать не стоит: если глубина протектора меньше 4 мм — пора менять. И не важно, Таганка или Nokian: «мелкий» протектор сводит на нет преимущества даже самых титулованных зимних шин.
В этом году испытания прошли 18 моделей зимних шин — 12 шипованных и шесть нешипованных. Из ярких новинок - шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 7 и Michelin X-lce North 2. Из менее заметных - Toyo Observe G2S и Kumho I"zen KW22. Есть новинка и с клеймом «Made in Russia» — это шины Nordman 4, которые с этого года выпускаются на заводе Nokian во Всеволожске. Остальные «шиповки» уже всем знакомы по прошлогодним тестам: Continental ContiWinterViking 2, Gislaved Nord Frost 5, Goodyear UltraGrip Extreme, Hankook Winter I’Pike, Pirelli Winter Carving Edge, Roadstone Winguard 231 и Vredestein Arctrac. В нешипованном классе новинки две — Goodyear Ice Navi Zea и Toyo Ice Guard 30. Против них играют Continental ContiVikingContact 5, Michelin X-lce 2, Nokian Hakkapeliitta R и шины для мягкой центрально-европейской зимы — Michelin Primacy Alpin. Последние выступают вне зачета, чтобы продемонстрировать их отличия от остальных участников — зимних шин так называемого скандинавского типа для суровых зим. В большей части России зимы по-прежнему суровы, поэтому основное внимание, как всегда, мы уделяем показателям шин на снегу и льду. Но для жителей «мягких» регионов и крупных городов были проведены тесты и на асфальте.
Методика испытаний с прошлого года не изменилась - с многократными замерами на одном комплекте шин одной модели для сбора статистики, с использованием «базовых» шин, помогающих учесть изменение погодных условий и состояния покрытия. Вот только автомобили другие: вместо прошлогодних Audi A3 — Ford Focus. Тоже своего рода антикризисная мера...
Начинаем с торможения на льду — специально подготовленном, гладком, как на катке в Лужниках. За рулем автомобиля, оснащенного комплексом профессиональной измерительной аппаратуры Racelogic VBox III GPS, испытатель совершает на каждом комплекте шин 16—20 торможений «в пол» со скорости 50 км/ч. После обработки результатов впереди, причем с внушительным отрывом, оказываются шины Nokian Hakkapeliitta 7. Лучшие нешипованные шины — Michelin X-lce 2 — увеличили тормозной путь на 12,7 метра, а «среднеевропейские» шины Michelin Primacy Alpin — на 26,4 метра! И это, напомним, со скорости 50 км/ч!
Замеры динамики разгона на льду ожидаемо привели к той же расстановке сил.
Теперь — «переставка» с торможением: водитель разгоняется до 50 км/ч, бьет по педали тормоза, активируя АБС, и одновременно поворачивает руль на 180 градусов. Аппаратура фиксирует расстояние, которое проходит автомобиль, пока не сместится на четыре метра вбок. Примерно те же действия выполняет большинство водителей современных автомобилей, когда на дороге неожиданно появляется препятствие. Меньше дистанция — выше вероятность того, что препятствие, равно как и автомобиль, останется целым и невредимым. И здесь свои замечательные «ледяные» свойства демонстрируют шины Nokian Hakkapeliitta 7. И на извилистой трассе, где эксперты, поездив с включенной и отключенной системой стабилизации, выставили субъективные оценки за надежность управления, шины Hakkapeliitta 7 впереди. На льду — игра в одни ворота...
А на снегу? Похожая картина — опять в первых строчках протоколов испытаний красуются шины Hakkapeliitta 7. Лишь при торможении на снегу их смогли опередить корейские шины Kumho — пусть на 10 см, но все же превзошли результат финского фаворита.
Но по стабильности движения на зимней дороге нет равных шинам Michelin. He важно, шипованные они или нет, на колеи, насечку от грейдера и продольные швы асфальта эти шины реагируют меньше других: водителю не нужно крепко сжимать баранку и подруливать, удерживая автомобиль на прямой, как это приходится делать, двигаясь, например, на шинах Roadstone Winguard 231.
Следующее упражнение — заезды по специально подготовленному асфальтовому треку, покрытому снежно-водяной кашей, которую принято называть шугой. Автомобиль разгоняется по этой слякоти с отключенной противобуксовочной системой, а аппаратура фиксирует скорость и степень пробуксовки колес. Чем раньше «всплывают» шины, тем хуже оценка — и худшую оценку получают «среднеевропейские» шины Michelin Primacy Alpin. A дольше всего контакт с дорогой в этих условиях сохраняют шины Goodyear Ice Navi Zea.
Теперь — мокрый асфальт. К сожалению, невозможно воспроизвести реальные зимние условия российского мегаполиса — залитый реагентами асфальт при минусовой температуре, а потому испытания проводились при небольшой положительной температуре, а дорога поливалась обычной водой. Тут все перевернулось с ног на голову: шины, которые блистали на снегу и льду, ушли в аутсайдеры, а те, что были беспомощны на ледяных треках, показали прекрасные результаты. Так, Nokian Hakkapeliitta 7 на асфальте работают весьма посредственно, а «среднеевропейские» шины Michelin Primacy Alpin обеспечивают минимальный тормозной путь и лучше других держат в поворотах.
Теперь поговорим о комфорте. Понятно, что шипованные шины «громче» нешипованных, но из первых меньше всего звуков издают шины Goodyear UltraGrip Extreme и Kumho I"zen KW22, а среди шин без шипов самые тихие — Continental ContiVikingContact 5 и Michelin X-lce 2.
И последнее — экология, о которой в просвещенной Европе волнуются все больше. Чем меньше сопротивление качению, тем меньше автомобиль тратит топлива. Дорожные испытания (замеры выбега и расхода топлива) показали, что наименьшим сопротивлением качению обладают шины Nokian Hakkapeliitta R, а покрышки Roadstone Winguard 231, равно как и «среднеевропейские» шины Michelin Primacy Alpin, приводят при прочих равных условиях к увеличению расхода топлива на 2,8%.
После перевода всех результатов в баллы (по десятибалльной шкале) и их суммирования с учетом весомости каждого показателя можно подводить итоги. Никаких сюрпризов: максимальные баллы набирают новинки этого сезона — шипованные шины Michelin X-lce North 2 и Nokian Hakkapeliitta 7. Оценки равные, и все же шины заметно отличаются: шины Michelin X-lce North 2 более универсальны — хорошо работают не только на льду и снегу, но и на асфальте. A Nokian Hakkapeliitta 7 — это бескомпромиссные зимние шины. Они поднимают планку «зимней» безопасности на новый уровень, и вряд ли конкуренты достигнут ее в ближайшие пару лет. Но, увы, на асфальте нужно держать ухо востро. Есть у этих шин и еще один серьезный недостаток: они по-прежнему остаются самыми дорогими на рынке.
Достойно выглядят и шины Pirelli Winter Carving Edge, Vredestein Arctrac и Continental ContiWinterViking 2: отставая от лидеров на мизерные 0,1—0,2 балла, они заметно дешевле и по соотношению «цена—качество» едва ли уступают победителям теста.
В классе шин без шипов на первой строчке опять Michelin — с моделью Х-1се 2. Отметим и удачный дебют шин Yokohama Ice Guard 30 — пусть по баллам они немного отстали от лидера, но при столь умеренной цене эти шины нам представляются вполне разумной покупкой.
Весомость оценок представлена в таблице:
Тест | Влияние на общую оценку |
---|---|
Лед | 30% |
Тормозные свойства | 10% |
Разгонная динамика | 5% |
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) | 10% |
Субъективные оценки надежности управления автомобилем | 5% |
Снег | 20% |
Тормозные свойства | 5% |
Разгонная динамика | 5% |
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) | 5% |
Субъективные оценки надежности управления автомобилем | 5% |
Сопротивление слашплэнингу | 10% |
Мокрый асфальт | 15% |
Тормозные свойства | 5% |
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) | 5% |
Субъективные оценки надежности управления автомобилем | 5% |
Сухой асфальт | 10% |
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) | 5% |
Субъективные оценки надежности управления автомобилем | 5% |
Экономичность и комфорт | 15% |
Акустический комфорт | 5% |
Стабильность движения по прямой | 5% |
Экономия топлива | 5% |
Результаты испытаний приведены ниже в табличной и графической форме.
Место | Шина | Краткое описание |
---|---|---|
1 | Michelin | Страна-производитель - Испания Одна из самых «горячих» новинок этого сезона — шины Michelin X-lce North второго поколения. Они покорили испытателей стабильностью при движении по зимней дороге. Ни колеи, ни продольная насечка от грейдера — ничто не мешает прямолинейному движению! Главная причина такой стабильности — отсутствие продольных канавок на протекторе. Правда, эта стабильность имеет и побочный эффект: в крутых ледяных поворотах шины Michelin наделяют автомобиль недостаточной поворачиваемостью, так что любителям эффектных скольжений эти шины вряд ли понравятся. Зато все водители оценят предсказуемое и сбалансированное поведение автомобиля на разных типах покрытий — на снегу, льду и, пусть и с оговорками, на асфальте. Экспертные оценки: |
+ Высокая стабильность при движении по зимней дороге; простота управления автомобилем на разных покрытиях. | ||
2 | Nokian | Страна-производитель - Финляндия Если бы испытания ограничились тестами на снегу и льду, то шинам Nokian Hakkapeliitta 7 не было бы равных. Шутка ли — финские покрышки сокращают тормозной путь на льду со скорости 50 км/ч на два с лишним метра по сравнению с ближайшим конкурентом, а с прочими и того больше! Разгон, управляемость — все замечательно. И не только на льду, где великолепно работают фигурные шипы новой конструкции, но и на снегу. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства на льду и снегу; управляемость на льду и снегу. | ||
3 | Continental | Страна-производитель - Германия Шипованные шины ContiWinterViking 2 в очередной раз продемонстрировали свою универсальность. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства на льду, снегу и асфальте; управляемость на льду, снегу и асфальте. | ||
4 | Pirelli | Страна-производитель - Германия Несмотря на обычные «круглые» шипы и «типовой» направленный протектор, по сцепным свойствам на льду эти покрышки уступают разве что шинам Nokian Hakkapeliitta 7. Да и по снегу автомобиль идет очень уверенно. И азартно: итальянские шины наделяют Ford Focus более острыми реакциями, но нужно быть готовым к тому, что сброс газа в повороте может неожиданно привести к заносу — как правило, небольшому и легко контролируемому. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства на льду и снегу; управляемость на льду и снегу. | ||
5 | Vredestein | Страна-производитель - Голландия На момент проведения испытаний компанию Vredestein можно было считать голландско-российской — она входила в состав холдинга Amtel-Vredestein. Сейчас шинное отделение Amtel в состоянии банкротства, а голландская фирма Vredestein весной этого года была куплена индийской компанией Apollo Tyres. Впрочем, смена владельца вряд ли отразится на весьма высоком качестве продукции. Экспертные оценки: |
+ Управляемость на льду и снегу; сцепные свойства и управляемость на асфальте. | ||
6 | Goodyear | Страна-производитель - Германия Шипованные шины Goodyear неплохо работают на льду в продольном направлении, но на снегу красивая «елочка» протектора оказалась не столь эффективна. После заездов по снегу и льду эксперты отметили вялые, не всегда точные реакции автомобиля на управление. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства на льду; акустический комфорт в классе шипованных шин. | ||
7 | Gislaved | Страна-производитель - Германия Шины Gislaved Nord Frost 5 — яркий пример успешной маркетинговой политики концерна Continental. Закрыв нерентабельный завод фирмы Gislaved в Швеции, немцы не стали хоронить хорошо узнаваемый бренд, продолжив выпуск шин Gislaved в Германии: в России и скандинавских странах зимние шины Gislaved пользуются устойчивым спросом. Хотя сегодня они мало чем отличаются от покрышек Continental. Другое имя, другой дизайн протектора, но технологии, материалы и даже многогранные шипы те же. Экспертные оценки: |
+ Управляемость на льду и снегу; сцепные свойства на льду. | ||
8 | Kumho | Страна-производитель - Южная Корея Вот и корейские шинники решили, что «круглые» шипы — это старо. В новых шинах Kumho I"zen KW22 красуются шипы с твердосплавными вставками, сечение которых напоминает ротор в роторно-поршневом двигателе — треугольник с припухшими сторонами. Но, похоже, «роторные» шипы — исключительно маркетинговый ход. На льду они не дают никаких преимуществ над конкурентами: при торможении — предпоследнее место в классе «шиповок». С разгоном дела не лучше, далека от идеальной и управляемость. Экспертные оценки: |
+ Акустический комфорт; сцепные свойства и управляемость на снегу. | ||
9 | Hankook | Страна-производитель - Южная Корея Шины Hankook Winter i"Pike демонстрируют умеренные сцепные свойства на льду в продольном направлении, но резко срываются в скольжения на трассе управляемости. Езда получается рваной, нервной: чуть ошибся со скоростью — и Ford надолго покидает оптимальную траекторию. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства на снегу; средние показатели управляемости на асфальте. | ||
10 | Michelin | Страна-производитель - Германия Дебютировавшие в прошлом году шины Michelin X-lce 2 оказались в полушаге от победы в прошлогоднем тесте «АвтоРевю». А в этом году они лидируют, что можно объяснить лишь более благоприятными для шин Michelin условиями испытаний (качество льда, температура, влажность). Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства и управляемость на льду в классе нешипованных шин; акустический комфорт; стабильность при движении по зимней дороге. | ||
11 | Nokian | Страна-производитель - Россия Шины Nordman в свое время появились как детище финской компании Nokian и российской Amtel. Сначала их делали на Кировском шинном заводе, потом, когда сотрудничество компаний Nokian и Amtel прекратилось, выпускали в Китае. И вот Nordman опять возвращается в Россию - теперь эти шины будут производиться на Всеволожском заводе компании Nokian. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства и управляемость на снегу. | ||
12 | Nokian | Страна-производитель - Финляндия Зимние шины Nokian по-прежнему держат генеральную линию: на фоне конкурентов они выглядят предпочтительнее на снегу и льду, жертвуя позициями на асфальте. Nokian Hakkapeliitta R — не исключение. Рассеченный множеством мелких прорезей-ламелей протектор хорошо работает на льду, прекрасно цепляется за снег. На этих шинах автомобиль не только активно разгоняется и тормозит, но и легко управляется — как на грани, так и за гранью скольжений. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства на льду и снегу в классе нешипованных шин; управляемость на льду и снегу в классе нешипованых шин; низкое сопротивление качению. | ||
13 | Yokohama | Страна-производитель - Япония Похоже, не зря старались японские шинники, не зря колдовали со своей микропористой резиной и новыми трехмерными ламелями. Эффект налицо: если предыдущая модель Ice Guard 20 заметно отставала от «законодателей жанра», то новые шины Ice Guard 30 выступают на равных с зимними шинами Nokian Hakkapeliitta R! Экспертные оценки: |
+ Управляемость на асфальте в классе нешипованных шин; высокая устойчивость при движении по зимней дороге. | ||
14 | Continental | Страна-производитель - Германия В этом году шины ContiVikingContact 5 выступили не так уверенно, как в прошлом. Сцепные свойства на льду оставляют желать лучшего, а на извилистой трассе автомобиль тяжело контролировать в скольжениях. Зато на снегу — восторг! Автомобиль прекрасно тормозит, уверенно разгоняется и мчит по извилистой трассе, чутко реагируя на повороты руля. Здесь шины ContiVikingContact 5 легко «объезжают» не только всех конкурентов без шипов, но и большинство шипованных шин. Отлично справляется «асимметричный» протектор и с отводом из пятна контакта снежно-водяной каши. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства и управляемость на снегу; акустический комфорт. | ||
15 | Goodyear | Страна-производитель - Япония Шины Goodyear Ice Navi Zea производятся в Японии, причем в основном для Японии. Специфика местных условий предполагает обилие снега и льда на дорогах и небольшие скорости. Если европейские производители переходят на более высокие индексы скорости (170, 190 км/ч), то шины Ice Navi Zea рассчитаны лишь на 160 км/ч. Экспертные оценки: |
+ Продольные сцепные свойства на льду и снегу; высокое сопротивление слашплэнингу. | ||
16 | Toyo | Страна-производитель - Япония Производством зимних шипованных шин компания Тоуо занялась лишь пять лет назад, запустив модель Observe G1S, а в прошлом году им на смену пришли шины Observe G2S. Отсутствие опыта и то, что шины создавались на базе нешипованной модели, наложило отпечаток на результаты: если по тормозным свойствам на льду шины Тоуо выглядят неплохо, то по управляемости уступают конкурентам. Автомобиль неплохо реагирует на действия рулем, остается под контролем в скольжениях, но скорость в поворотах низкая — шипы, окруженные эффектными шестигранными «блюдцами», плохо работают в поперечном направлении. Экспертные оценки: |
+ Тормозные свойства на льду. | ||
17 | Roadstone | Страна-производитель - Южная Корея Что за Roadstone? Оказыватся, три года назад «АвтоРевю» уже тестировал такие шины на автомобиле ВАЗ-2112. Но тогда они выступали под брендом Nexen и даже на фоне отечественных шин выглядели бледно. Похоже, репутация этих шин была подмочена не только результатами теста «АвтоРевю», поэтому корейцы провели ребрендинг. Теперь это Roadstone, «дорожный камень». Но по сути — тот же Nexen: шины с очень слабыми сцепными свойствами на скользких покрытиях и дурным влиянием на управляемость. Уже одно то, что при торможении на льду шины с шипами проигрывают почти всем нешипованным моделям, ставит на них крест. Да, они неплохо сопротивляются слашплэнингу, обеспечивают высокие сцепные свойства на асфальте. Но в роли зимних эти покрышки бесполезны и даже опасны. Шины Roadstone Winguard 231— в лучшем случае всесезонные, в которые натыкали шипов. И низкая цена — слабое оправдание. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства на асфальте. | ||
н/д | Michelin | Страна-производитель - Германия Шины Michelin Primacy Alpin в тесте выступают вне зачета. Ведь они — из лагеря так называемых среднеевропейских зимних шин, которые рассчитаны на мягкую зиму с небольшим количеством снега и льда. Причем они отличаются даже по конструкции. Экспертные оценки: |
+ Сцепные свойства и управляемость на асфальте. |
Тормозной путь на льду (с использованием АБС) со скорости 50 км/ч, м
Время разгона на льду (пробуксовочная система включена) 5-20 км/ч, с
Дистанция, необходимая для объезда препятствия на льду с одновременным торможением со скорости 50 км/ч, м
Субъективные оценки надежности управления на льду, баллы
Тормозной путь на снегу (с использованием АБС) со скорости 80 км/ч, м
Время разгона на снегу (пробуксовочная система включена) 5-35 км/ч, с
Дистанция, необходимая для объезда препятствия на снегу с одновременным торможением со скорости 80 км/ч, м
Субъективные оценки надежности управления на снегу, баллы
Субъективные оценки сопротивления слашплэнингу, баллы
Тормозной путь на мокром асфальте (с использованием АБС) со скорости 80 км/ч, м
Дистанция, необходимая для объезда препятствия на мокром асфальте с одновременным торможением со скорости 80 км/ч, м
Субъективные оценки надежности управления на мокром асфальте, баллы
Дистанция, необходимая для объезда препятствия на сухом асфальте с одновременным торможением со скорости 80 км/ч, м
Субъективные оценки надежности управления на сухом асфальте, баллы
Субъективные оценки акустического комфорта, баллы
Субъективные оценки устойчивости при движении по зимнему шоссе, баллы
Влияние шин на увеличение среднего расхода топлива, %
Источник: Автомобильный журнал «АвтоРевю»