8(495)902-67-38
8(926)747-04-81
28.06.2013
О планах японской компании «Коммерсанту» рассказал гендиректор ОАО «Особые экономические зоны» Олег Костин. По его словам, Yokohama уже представила документы на расширение проекта в ОЭЗ «Липецк». «Экспертный совет при Минэкономразвития должен рассмотреть их в течение июля. Компания планирует увеличить объем заявленных инвестиций до 26 миллиардов рублей и увеличить выпуск продукции примерно в полтора раза по отношению к первоначальным планам», — пояснил господин Костин.
В случае одобрения поправок в бизнес-план экспертным советом между Yokohama и ОАО будет заключено допсоглашение, которое станет основанием для нового договора аренды на дополнительный земельный участок площадью 5 га в «Липецке». В российском подразделении самой Yokohama подтвердили, что намерения об увеличении мощностей имелись, но подробнее говорить о них не стали. Стороны не поясняют конкретных параметров проекта.
По данным источника «Коммерсанта», знакомого с планами японской компании, необходимость дополнительных инвестиций обусловлена планируемыми поставками на предприятие более современного оборудования, а также потребностью в новых инженерных решениях и расширением модельного ряда выпускаемых шин. Сколько новых моделей появится в линейке продукции, собеседник издания не уточнил, но отметил, что они будут предназначены для легковых автомобилей, как и уже производящиеся на российском заводе Yokohama шины.
Изначально проект, реализуемый под Липецком ООО «Йокохама Р.П.З.», предполагал строительство завода в три очереди мощностью 3,5 миллиона шин в год. Уже запущенная первая очередь производит 1,4 миллиона шин. Объем вложений составляет 11,7 миллиарда рублей. Строительство завода началось в марте 2010 года и завершилось в мае нынешнего. Производственные площади в 4,3 га располагаются на участке в 24 га. Основную часть выпускаемой продукции компания реализует в России, а часть планирует экспортировать в Европу. Г-н Костин отметил, что вокруг японской компании, якорного инвестора ОЭЗ «Липецк», формируется кластер по производству автомобильных шин. В прошлом году статус резидента получила немецкая компания Lanxess, планирующая выпуск материалов для выпуска шин, а действующий резидент, бельгийская Bekaert, производит для японцев металлокорд. В 2011 году Yokohama, по собственным данным, реализовала в России 3 миллиона шин.
По данным inFOLIO Research Group, рынок автомобильных шин всех видов в 2011 году составил 54,8 миллиона штук (207,1 миллиарда рублей), продемонстрировав рост в 28,1% по сравнению с предыдущим годом. Объем внутреннего производства превысил 40 миллионов штук (прирост 11,2%). На 47,3% вырос объем импорта, составив 26 миллионов штук, при этом экспорт стагнировал — рост составил только 1,8%, а объем — 11,5 миллиона штук. Наиболее динамичным стал сегмент шин для легковых автомобилей — 31% прироста в натуральном и 51% в денежном выражении. Главными факторами роста рынка шин стало расширение парка автомобилей.
По данным российского производителя шин ОАО «Кордиант», основными участниками российского рынка шин в 2011 году были «Нижнекамскшина» (10,8 миллиона штук), Nokian (9,2 миллиона штук), «Кордиант» (8,9 миллиона штук), а также Amtel Vredestein (7,9 миллиона штук), чьи активы в 2012 году у «СИБУР — Русские шины» выкупило совместное предприятие итальянской Pirelli и «Ростехнологий».
Аналитики считают планы увеличения мощностей Yokohama своевременными. «Продажи шин растут вместе с продажами легковых автомобилей. По итогам 2012 года увеличение на шинном рынке может составить 30%», — считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. Не столь оптимистичен аналитик «БКС Экспресс» Богдан Зыков: «Мы ожидаем прироста 3-5%, что может негативно отразиться на производителях шин, где прирост может составить до 8%».
Доля импорта на шинном рынке будет расти из-за вступления России в ВТО и может превысить в 2013 году 50%, считает Богдан Зыков: «Yokohama, вероятно, рассчитывает на завоевание доли на внутреннем рынке. Но, с другой стороны, в свете вступления в ВТО производителям было бы полезно задуматься над диверсификацией сбыта в ближнее зарубежье и Восточную Европу».