8(495)902-67-38
8(926)747-04-81
29.06.2022
28 июня финская Nokian объявила, что начинает «контролируемый уход» с российского рынка, а Michelin сообщила, что передаст управление бизнесом в стране местному менеджменту. О том, какие последствия могут быть у решений шинных производителей, рассказали эксперты, опрошенные различными изданиями.
В частности, в интервью радио Sputnik вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр выразил мнение, что качество шин, которые будут выпускаться на заводе Michelin, будет зависеть от состояния оборудования на заводе.
«По всей видимости менеджмент, который управлял ранее, будет также эффективно управлять бизнесом и сейчас, - отметил он. - Какой-то период качество шин, конечно, не изменится. Но через некоторое время придется поддерживать в работоспособном состоянии оборудование, и могут произойти изменения. Если оборудование, которое стоит на заводе, будет ломаться, его нужно будет чинить. От того, оперативно и качественно ли это будет или будет быстро лататься, будет зависеть качество шин. Работа завода будет зависеть от состояния оборудования. Нас спасает то, что поставки сырья для производства шин происходят из стран, с которыми мы находимся в более-менее нормальных отношениях. Название, скорее всего, изменится. Для нас принципиального значения не имеет, лишь бы шины были. В этом есть достаточно большая необходимость, особенно сегодня, когда складывается достаточно серьезный дефицит».
«Надо смотреть условия передачи, - сказал «Радиоточке НСН» вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко по поводу заявления Michelin. - Если они передают им полностью с пакетом технологических документов, российский менеджмент продолжает выпускать абсолютно те же шины с теми же составляющими. Единственное, их нельзя будет называть Michelin, а можно будет назвать "Михаил", "Маша", "Мишутка" или каким-то еще названием. Если они это не продают, а передают российскому менеджменту, возможно, это схема ухода от санкций в серое управление».
При этом, под данным Казаченко, доля импортных шин в России составляет около 50%. «Доля всех шин, производимых в России и импортируемых из-за рубежа, составляет 50 на 50. То, что передают заводы, – правильное решение. Это надо было сделать давно, потому что и Michelin, и Continental еще в феврале заявляли о своем выходе, а сейчас уже июль и мы только приступили к переходу из одной юрисдикции в другую», - посетовал он.
Со своей стороны, директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) и агентства Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи объяснила «Радиоточке НСН», можно ли заменить западные шины российскими или китайскими.
«У нас есть российские производители шин, но, конечно, они не заменят на 100% иностранных игроков. Пусть у нас не будет производства, но есть же поставки импортируемых шин, например, из того же Китая могут увеличить импорт. Понятно, что премиальные шины будет сложно заменить российскими или китайскими, но параллельный импорт разрешен и теоретически могут поступать Michelin или Bridgestone, но уже не через официальных дистрибьютеров, а по каким-то другим каналам», - отметила Арабаджи.
Для массы автомобилистов уход Michelin – не такая проблема, поскольку шинный концерн преимущественно занимал нишу дорогих покрышек, но для некоторых узких сегментов уход компании будет довольно чувствительным, заявил «Газете.Ru» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
«Судя по тому, что бизнес передается российскому менеджменту – это не полноценный уход с рынка. Возможно, они будут закупать у того же Michelin шины, привозить сюда и распространять через существующие сети дистрибуции. Однако же если Michelin уйдут полностью, то это все-таки проблема, потому что они делают очень востребованные шины для кроссоверов, а также скоростные покрышки для спортивных автомобилей. Это качественная премиальная продукция, и в больших шинных размерностях Michelin, конечно же, всегда играл значительную роль», - сказал он.
Впрочем, ситуацию пока что смягчает присутствие бренда Continental в России, немецкая компания работает в тех же сегментах, что и Michelin, напоминает Шапарин. «Серого» ввоза из заграницы Michelin в Россию эксперт не ожидает из-за проволочек с внедрением полноценной системы параллельного импорта в РФ.
Уход Michelin будет особенно заметен в сегменте высокотехнологичных шин, отметил испытатель шин журнала «За рулем» Сергей Мишин.
«Michelin – сильная компания, которая производит покрышки с хорошими характеристиками.Сейчас они делают ставку на снижение сопротивления качению, увеличение ресурса и сохранение эксплуатационных свойств в течение всего срока службы, - объясняет Мишин. - Относительно применяемых технических решений Michelin показывает себя как очень прогрессивная шинная компания, которая по этим параметрам соперничает с немецкой Continental. В то же время эта марка шин достаточно дорогая, и у массового потребителя в России с Michelin больше ассоциируется продукция принадлежащих ей брендов второго ряда, таких как Kleber».
Иностранная автомобильная резина «имеет наилучшее качество на рынке». Об этом радиостанции «Говорит Москва» рассказал председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
«Я таких аналогов не знаю, именно достойных. Все-таки, мне кажется, что наилучшие шины были зарубежного происхождения. Уход европейца с нашего рынка повлечет за собой снижение качества резины. Думаю, что это, в конце концов, скажется и на безопасности дорожного движения», - сказал он.
В свою очередь, автоэксперт Владимир Моржаретто уверен, что уход зарубежных производителей шин не критичен для российского рынка, и отечественные производители способны удовлетворить его потребности. Такое мнение он выразил в разговоре с ТАСС.
«У нас достаточно крепкие есть производители шин свои. Они, как правило, работали в нижнем ценовом сегменте. Но, в принципе, есть у них уже современные вполне модели, которые, например, неплохо подходят для кроссоверов. Из крупнейших российских производителей - "Нижнекамскшина", Cordiant, ну и еще есть пара производителей очень серьезных», - сказал он.
Кроме того, на российский рынок активно приходят китайские производители шин, которым, по словам эксперта, сейчас открывается возможность занять «серьезное место».
«С другой стороны, я не сильно верю, что те же самые Michelin или Nokian прекратят вообще поставки. Они могут поставлять через третьи страны, потом в какой-то форме может заводы и заработают. Так что это неприятный очень момент, но не трагедия», - рассказал эксперт.
О том, с чем остались российские автовладельцы, в беседе с BFM также порассуждал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «Работает Pirelli, работает главный наш производитель Kama — это шины Kama и Viatti, есть большой импорт китайских шин. Без шин мы не останемся. Кроме того, не будем исключать параллельный импорт. В наименее уязвимой ситуации — шины от 13 до 16-17 дюймов, такие самые ходовые шины, на которых ездит большинство автомобилистов. Проблемы могут возникнуть у тех, у кого автомобили на больших колесах. Примерно половину автомобильных шин, что производили в России, мы экспортировали. И примерно столько же моделей, только других размеров, импортировали. Если не все у нас производство закроется, то, естественно, все эти объемы в итоге окажутся на российском рынке».
Гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков заявил «Коммерсанту», что уход компании Nokian, которая «делала ставку на Россию», очень показателен с точки зрения того, на каком уровне находятся отношения с западными инвесторами. Аналитик также прогнозирует будущие проблемы с поставками на российский рынок качественных зимних шин: «Компетенция производства зимней резины не очень развита в мире».
Что касается будущей судьбы производственных мощностей финского концерна в России, то «однозначно это не будет сопряжено с брендом Nokian Tyres». «Я вижу это будущее как "Шины — и точка"» — провел аналогию с ушедшим McDonald’s эксперт, пояснив, что инжиниринг остался в Финляндии вместе с контролем качества продукции.