8(495)902-67-38
8(926)747-04-81
01.05.2021
В мае 2021 года на территории Евросоюза начали действовать новые стандарты шинной маркировки, которая впервые была введена в 2012 году. Как и раньше, на этикетках будет отображена информация о сопротивлении качению шин, сцеплении на мокром покрытии и уровне шума, но был осуществлен и ряд изменений.
В частности, количество классов было сокращено, и если раньше шины получали рейтинг по шкале от “A” до “G” и оценка “D” не использовалась, теперь шинам будут присуждаться оценки от “A” до “E”, и будут использоваться все обозначения. То есть шины с рейтингом “E” за какой-то из параметров теперь получат оценку “D”, а с рейтингом “F” или “G” – оценку “E”, и такая схема должна сделать маркировку проще и понятнее. Кроме этого, до этого внешний шум был выражен в децибелах, а теперь по этому параметру тоже будут выставляться оценки – по шкале от “A” до “C”.
В верхнем правом углу этикетки расположен QR-код, отсканировав который, можно получить дополнительные данные о шине в базе данных EPREL (European Product Registry for Energy Labelling). Информацию обо всех шинах будут добавлять производители, и в базе данных, к примеру, можно будет узнать о старте и завершении производства шин определенной модели.
Самым главным изменением стало то, что на этикетках впервые появятся символы, говорящие о том, что шины можно безопасно эксплуатировать на снегу и льду. В первом случае будет использоваться уже применяющийся сейчас символ 3PMSF (гора с тремя вершинами и снежинка), а во втором – новая пиктограмма Ice Grip. Идея в том, что многие потребители не знают разницы между зимними шинами европейского и скандинавского типа, а этикетка будет подсказывать, что если шина подходит для снега, но не способна эффективно работать на льду, то ее можно эксплуатировать в регионах с теплыми зимами, но для северного климата подобные шины не рекомендуются.
«Символы сцепления на снегу и льду указывают на то, что шина действительно работает и остается безопасной в сложных зимних условиях. Мы не рекомендуем использовать шины для Центральной Европы в условиях, для которых они не предназначены», — отмечает Матти Морри менеджер по технической поддержке клиентов компании Nokian, которая давно заявляла о необходимости подобной маркировки.
В Nokian подчеркивают, что «на практике торможение на мокрой поверхности противоположно торможению на льду: улучшение одного показателя обычно снижает показатели другого». Поэтому раньше покупатель мог купить шины с высокими оценками, которые при этом не подходят для условий, в которых их планируется использовать.
«Низкое сопротивление качению и экономия топлива становятся еще более важными с точки зрения устойчивого развития. С другой стороны, сцепление на снегу очень важно, особенно для стран со сложными зимними условиями, например, России и стран Северной Европы. Мы должны помнить о хорошем балансе между различными характеристиками шины», — добавляет менеджер по продуктам Nokian Heavy Tyres Теппо Силтанен.
Не обошлось и без критики в адрес новой маркировки, и, к примеру, Фридрих Эппель из Австрийского автомобильного клуба ÖAMTC заявил, то теперь шинам будет проще получать высокие оценки. «Останется всего пять классов, и шины с оценками ”F" и “G” теперь будут иметь одинаковый рейтинг, - отметил он. – Это означает, что слабые модели будут выглядеть для потребителя привлекательнее, чем раньше».
По его мнению, логичным продолжением будет отображение на этикетках потенциального ресурса шин, который также имеет большое значение для многих автомобилистов. «Этот фактор играет роль с точки зрения как экономии средств, так и экологии, - заявил Эппель. – В то же время пока непонятно, по какой методике определять ходимость шин, и она должна, к примеру, быть низкозатратной, чтобы не увеличить стоимость шин».
Новыми этикетками должны снабжаться легковые, коммерческие и грузовые шины; при этом шипованные покрышки все еще от этого освобождены. Это же относится и к шинам с восстановленным протектором, но планируется, что они получат евромаркировку в 2023 году.