8(495)902-67-38
8(926)747-04-81
Бывают ситуации, когда двигатель легко завелся, все потребители отлично действуют, но, наблюдая за амперметром, мы не видим наличия зарядного тока. Несмотря на достаточно большие обороты, стрелка амперметра стоит у нуля. Правда, это еще не значит, что зарядного тока действительно нет и что в зарядной цепи есть неисправность. При полностью заряженных батареях зарядный ток настолько мал, что стрелка амперметра и должна находиться около нуля. Для того чтобы убедиться, исправна зарядная цепь или нет, достаточно при работающем на средних оборотах двигателе включить фары. Если стрелка амперметра отклонилась на разрядку, следовательно, фары загорелись от батареи, в то время как им полагается действовать от генератора. Стало быть, зарядная цепь неисправна. Если стрелка только вздрогнула, но на разрядку не отклонилась, следовательно, зарядная цепь исправна, зарядный ток не заметен потому, что батареи хорошо заряжены. Если стрелка амперметра при включении фар даже не вздрогнула, то следует проверить амперметр. Для этого надо остановить двигатель и снова-включить фары. Амперметр должен показать разрядный ток.
Если же стрелка по-прежнему остается на месте, значит неисправен амперметр и его надо заменить. Всегда следует обращать внимание на наличие зарядного тока непосредственно после запуска двигателя стартером, пока батарея еще несколько разряжена большим током стартера. При этом амперметр должен показать довольно значительный зарядный ток, но не более 17—19 а (для автомобилей ГАЗ и ЗИЛ).
Будем считать в нашем примере, что амперметр исправен и что зарядного тока нет: амперметр при работающем двигателе показывает не зарядку, а разрядку на включаемые потребители. Причина отсутствия зарядного тока может заключаться в том, что либо неисправен генератор, либо неисправен один из приборов реле-регулятора, либо неисправность имеет место в проводке зарядной цепи до минусовой клеммы амперметра. Дальнейшая часть зарядной цепи до батареи безусловно исправна, поскольку по ней проходит ток от батареи к потребителям, а все потребители действуют нормально.
Для определения места и характера неисправности следует установить среднее или даже повышенное число оборотов двигателя, замкнуть проводником клеммы Я и Б реле-регулятора и одновременно отметить показания амперметра на щитке приборов.
Соединив клеммы Я и Б реле-регулятора, мы подключили работающий генератор к батарее, минуя реле обратного тока. При этом в Зависимости от характера и места неисправности возможны следующие показания амперметра:
Разберемся в этих «ответах» амперметра.
1. При замыкании перемычкой клемм Я и Б появился зарядный ток. Значит раньше его не было, потому что реле не включает генератор. Вероятнее всего, неисправность в самом реле: оборваны обмотки, сильно обгорели контакты, очень сильно натянута пружина реле обратного тока. Но может быть неисправность и не в реле, оно может не включить генератор вследствие неправильной регулировки регулятора напряжения. Если регулятор напряжения будет держать напряжение генератора, достаточное для зарядки (больше 12 в), но более низкое, чем напряжение включения (12,2—13,2 в для РР-24), то реле не сможет включить генератор, а при шунтировании реле перемычкой зарядный ток появится.
Водитель не имеет возможности устранять такие неисправности. Реле-регулятор имеет пломбу, и неспециалистам-электрикам запрещается снимать ее. Вне реле в данном случае надо проверить лишь провод, соединяющий массу генератора с массой реле-регулятора. При обрыве этого провода поступление тока из генератора в шунтовую обмотку реле обратного тока может оказаться затруднительным (ненадежное соединение по массе). В результате реле может не включить генератор в цепь, и в этом будет причина отсутствия зарядного тока. Но этот случай опасен еще тем, что регулятор напряжения тоже может отказать в действии. Поэтому напряжение генератора, работающего вхолостую, может подняться настолько высоко, что перегорит цепь обмотки возбуждения генератора. Восстановить провод, соединяющий массы генератора и реле-регулятора, не трудно. Если же неисправность внутри реле, то для того чтобы обеспечить зарядку аккумулятора при дальнейшем движении, можно присоединить два длинных провода к клеммам Б и Я реле-регулятора и протянуть их в кабину водителя. После запуска двигателя концы проводов надо соединить друг с другом (включить генератор), а перед остановкой двигателя — обязательно разъединить (отключить генератор от батареи). Этим самым будут выполняться функции реле обратного тока, которые оно осуществляет автоматически. Однако следует помнить, что при этом ограничитель тока действовать не будет. Если батарея заряжена, это не имеет значения, так как ограничитель тока в этом случае все равно не действует, если же разряжена, то генератор загружается большим зарядным током, поэтому не следует развивать большие обороты двигателя. Надо также следить, чтобы провод, идущий в кабину от клеммы Б реле-регулятора, не мог коснуться массы, так как это будет означать короткое замыкание в цепи.
2. При замыкании перемычкой клемм Я и Б появился обратный ток 10—15 а. Следовательно, генератор не создает напряжения или же оно получается слишком малым. Присоединение такого генератора к батарее, естественно, вызывает появление обратного тока из батареи в генератор. Неисправность может быть в самом генераторе или в регуляторе напряжения, ограничителе тока или даже, например, в том, что слабо натянут приводной ремень генератора, он пробуксовывает и генератор не получает достаточного числа оборотов. Для уточнения места и характера неисправности перенесем перемычку с клемм Б и Я на клеммы Я и Ш реле-регулятора. Замыкание клемм Я и Ш означает соединение цепи возбуждения с якорем, минуя регулятор напряжения и ограничитель тока. Если это проделать при исправно действующем генераторе, амперметр сразу покажет большой зарядный ток, так как работающий генератор окажется без регулирующих автоматов, ограничивающих величину напряжения и тока. Допустим, такой ток действительно появился. Легко заключить, что генератор исправен, и отсутствие зарядного тока объясняется неисправностью регулятора напряжения или ограничителя тока. Если же при замыкании клемм Я и Ш зарядный ток не появится, следовательно, регулятор напряжения и ограничитель тока ни при чем, неисправность нужно искать в другом месте. Перенесем перемычку на клеммы Я и Ш генератора. Эта проверка отличается от только что описанной тем, что из цепи возбуждения исключается не только реле-регулятор, но и провод, соединяющий клеммы Ш генератора и реле-регулятора. Если теперь зарядный ток появился, то, следовательно, причина в обрыве именно этого провода. Необходимо найти место обрыва (оно обычно у клемм) и ликвидировать его. Если зарядного тока по-прежнему нет, остается предположить неисправность в генераторе или в том, что слабо натянут приводной ремень. Проверяем натяжение приводного ремня: прогиб при нажатии большим пальцем между шкивами должен быть 10—15 мм для автомобиля ГАЗ-69. Если прогиб нормальный, значит неисправность только в генераторе.
Мы пришли к такому выводу, поскольку проверка показала, что неисправность не в реле-регуляторе, не в соединительных проходах и не в натяжении ремня. Однако можно проверить действие генератора и непосредственно.
Во-первых, когда замыкают клеммы Я и Ш генератора, следует обращать внимание на наличие искры в момент отрыва перемычки от этих клемм. Наличие яркой искры свидетельствует о том, что генератор действует; отсутствие искры или очень слабая искра подтверждает, что генератор неисправен.
Во-вторых, к генератору можно подключить лампочку (контрольную ручку). При этой проверке генератор должен быть выключен из цепи электрооборудования автомобиля (отъединить его провода от клемм и реле-регулятора), а его клеммы Ш и Я соединены перемычкой. Отсутствие накала лампочки или слабый накал подтвердит, что генератор неисправен. Исправный генератор при такой проверке может дать очень высокое напряжение, так как он действует без регулятора напряжения. Поэтому, проверяя таким образом генератор, необходимо начинать с очень малых оборотов двигателя, постепенно увеличивая их, иначе лампочка может перегореть.
Итак, неисправность в генераторе. Можно смело считать, что обрыва в цепи якоря нет, так как, когда мы замыкали перемычкой клеммы Б и Я реле-регулятора, появлялся значительной величины обратный ток, а он проходит по цепи якоря. Стало быть, проверять контакт между щетками и коллектором нет необходимости. Остается предположить, что обрывы находятся в цепи возбуждения или имеются межвитковые замыкания в обмотках, при которых генератор развивает недостаточное напряжение. Но такие неисправности устраняются только ремонтом генератора (перемоткой обмоток). В условиях же пути придется продолжать движение, имея в качестве источника тока только аккумуляторную батарею. В этом случае, чтобы сильно не разрядить аккумуляторную батарею, заводить двигатель можно только рукояткой, по возможности не включать свет фар, реже пользоваться сигналом. По возвращении немедленно сдать генератор в ремонт, а аккумуляторную батарею зарядить.
Если поиск места неисправности показал, что оно внутри реле-регулятора (при замыкании клемм Я и Ш появляется большой зарядный ток), то в условиях пути, чтобы обеспечить работу генератора, а значит, и зарядку батареи, можно проделать следующее:
Она будет служить сопротивлением в цепи обмотки возбуждения генератора. Благодаря этому, хотя напряжение и ток генератора будут меняться от оборотов двигателя, они не будут достигать опасной для потребителей и генератора величины. При лампочке большей мощности напряжение генератора может стать очень большим. Лампочку меньшей мощности применять можно, но зарядный ток уменьшится. По возвращении в парк неисправный реле-регулятор надо отдать в ремонт.