Мобильные краны-манипуляторы представляют собой технические устройства, изготавливаемые, как правило, на базе грузовых автомобилей. Основным рабочим агрегатом манипулятора является телескопическая стрела и грузовой крюк на её конце, подвешенный через шкивы на проволочных тросах. Привод механизмов манипулятора осуществляется от двигателя автомобиля с помощью нескольких различных передач. Приводы самых первых моделей манипуляторов конструктивно были основаны на классическом автомобильном сцеплении. В процессе дальнейшего технического развития многие приводные механизмы манипуляторов стали изготавливаться с применением гидротрансформаторов. В настоящее время эксплуатационные преимущества подобных механизмов могут достигаться путем использования электронного управления гидростатических приводов, которые благодаря своим размерам и из других технических соображений уже становятся стандартом.
Наиболее значимые шаги по развитию манипуляторов до того вида, который мы знаем теперь, были сделаны в начале и середине ХХ века благодаря распространению двигателей внутреннего сгорания и изобретению телескопических стрел.
Примерно до начала 1960-х годов манипуляторы существовали отдельно от автомобилей, оснащались дополнительными стрелами для увеличения высоты; стрелы эти перевозились вместе с краном, что увеличивало эксплуатационные расходы. В 1959 году эксперт по кранам Р. Нил, специалист по гидравлике Ф. Тейлор и главный конструктор Боб Лестер соединили "три в одно" и модернизировали конструкцию манипулятора. Так в 1962 году появился "Coles Hydra Speedcrane", который в 1966 году был оснащён 10-тонной полностью телескопической стрелой. Данная конструкция преобразилась в 1968 году в 30-тонный "Husky" – милитари-версию с полным приводом.
Большая часть эксплуатируемых в настоящее время кранов-манипуляторов собирается на базе обычных грузовых автомобилей.
Вместе с тем, манипуляторы строятся и на специализированных автомобильных платформах. Например, довольно распространена конструкция передвижного крана с передним приводом и задними рулевыми колёсами. Это позволяет достичь отличной маневренности и немного уменьшить линейные размеры.
Некоторые типы манипуляторов могут быть переоборудованы в краны для сноса обычным подвешиванием шар-молота, или в разработчики грунта путем добавления грейферного ковша или драглайнового совка, хотя детали конструкции могут ограничивать их эффективность.
вернуться назад